РАДИОЛОКАЦИЯ ГРУНТОВ И ПОДЗЕМНЫХ ВОД
Незнание состояния грунта не освобождает от ответственности!

Контакт:  Б.А.Казарин
НИЛ "Мосты и инженерные сооружения"
Тел.: (+375 17) 2029667, 2029769

Белорусский национальный технический университет
Адрес: 65, пр. Независимости, 220013, Минск,
Республика Беларусь

 

Назначение: 

Разработан и апробирован способ радиолокационного наблюдения грунтов, включающий методику георадарных измерений, методику обработки радиолокационных сигналов и методику интерпретации результатов обработки. Методика интерпретации обработанных радиолокационных сигналов предусматривает использование радиолокационных признаков основных физических свойств грунтов.

Область применения:

  • Выявление характера грунтовых напластований, уровней подземных вод и направлений их потоков.
  • Установление наличия в грунтовой среде инородных включений, полостей и старых фундаментов.
  • Определение техногенных зон загрязнения грунтовых вод.
  • Уточнение мест назначения разведочных буровых скважин и мест исследований с помощью зондирования и штампов.
  • Преимущества:

  • Возможность определения координат и распознавания физических свойств грунтов и подземных вод при плотной городской застройке и отсутствии сведений о подземных коммуникациях.
  • Оперативность получения информации о свойствах грунтов.
  • Достоверность полученной информации о свойствах грунтов.
  • Технические характеристики

  • Глубина радиолокационного наблюдения: в песках - до 40-45 метров, в глинистых грунтах и слоистых толщах - до 30-35 метров.
  • Размеры разрешаемого георадаром объема не более 30х30х30 см.
  • Результаты исследований представляются в виде двумерных или трехмерных цветных радиолокационных изображений плотности, влажности и типа грунта.
  •  

Примеры применений:






Аварийная стена циркулярной насосной станции ТЭЦ.

Обрушение нескольких секций стены произошло вследствие оползня, вызванного временным прекращением работы дренажной системы.



Двумерное радиолокационное изображение плотности грунта вблизи аварийной стены. Плотные участки подповерхностной среды имеют более тёмный цвет. На изображении видно, что глубина расположении подошвы стены не превышает четыре метра, а сам грунт является рыхлым. Проектная глубина подошвы стены составляет 9 метров.

 

 

Строящаяся трасса станции метро.

Стоимость буровых работ в котловане станции метро возросла, а сроки их окончания стали непредсказуемыми из-за наличия в толще грунта валунов. Геологической разведкой валуны не были обнаружены. Электроразведка в котловане оказалась невозможной.





Двумерное радиолокационное изображение плотности грунта вдоль одной из трасс на дне котлована. Четко наблюдаются отдельные валуны размером не более 0,5 метра и группы валунов протяжённостью 3-4 метра.


 

Автостоянка Главного Епархиального управления в г. Минске.

Провалы грунта на глубину до 2,5 метров. Радиолокационные изображения позволили обнаружить водоупорные слои, разуплотненные участки грунта и воздушные полости в них, систему дренажных колодцев и остатки подземных помещений зданий которые были снесены, а также участки водонасыщенного грунта. Погрешность определения координат объектов не превышает 30 см.





Корректность интерпретации радиолокационных изображений обеспечивалась результатами лабораторных анализов физических свойств образцов грунта взятых из нескольких контрольных скважин.

На радиолокационном двумерном изображении относительной влажности грунта темным цветом показано наличие фильтрационных потоков на глубинах 3 и 6 метров.



Контроль сложения грунтов железнодорожной насыпи.

 Участок железной дороги с просадкой рельсошпальной решётки. Видимые признаки нарушения конструкции насыпи отсутствуют.




 

 

 

 

Двумерное радиолокационное изображение плотности грунтов вдоль трассы проходящей параллельно краю насыпи. Основная причина просадки - суффозионная полость глубиной до 1 метра и значительные размеры области очень рыхлого грунта. Бурение контрольной скважины подтвердило наличие полости. В центре нижней части изображения наблюдается водоотводная труба.




 


Двумерное радиолокационное изображение плотности грунта контрольного участка насыпи. Наличие в насыпи железнодорожного полотна плотных слоев грунта (искусственная насыпка).

 
За дополнительной информацией обращайтесь к нам:
телефон: (+ 375 17) 2928342
факс: (+375 17) 2327183
e-mail:
Министерство образования Республики Беларусь