![]() |
??? |
Охрана объектов интеллектуальной собственности в режиме коммерческой тайны Дальше:???Введение объектов ??С в гражданский оборот Возврат: ??? Выбор способа охраны ---------- В начало Для Республики Беларусь институт коммерческой тайны – это новое явление. Во времена СССР понятия «коммерческая тайна», «ноу-хау» и т.п. в законодательстве отсутствовали. Они использовались только в международной торговле. Защита коммерческой тайны – это новая проблема для учреждений образования и научных организаций, поскольку в советское время она не требовала решения в контексте современного понимания вследствие замкнутости внутреннего рынка, отсутствия конкуренции, ограниченности международных связей и относительной закрытости информации. Более того, государство всемерно поощряло безвозмездную передачу передового, в том числе научно-технического опыта и достижений внутри страны. Поэтому в вузах и научных организациях и в настоящее время еще сильны эти «советские» традиции, в результате чего им наносится большой экономический ущерб. В соответствии со ст. 998 Гражданского кодекса Республики Беларусь нераскрытая информация, в том числе наиболее ценная для научно-технической сферы деятельности ее часть – секреты производства (ноу-хау), отнесены к объектам промышленной собственности. В Республике Беларусь право на ноу-хау возникает в связи с фактом его создания и не требует осуществления каких-либо формальностей: регистрации, получения свидетельств и т.п. Определение понятия «ноу-хау» законодательно не установлено. На основе анализа ГК РБ ему можно дать следующее определение: Ноу-хау – это информация технического, организационного или коммерческого характера, не отнесенная законом к информации, которая не может составлять коммерческую или служебную тайну, не известная третьим лицам, имеющая потенциальную или действительную коммерческую ценность в силу ее неизвестности, к которой нет свободного доступа третьих лиц, которой лицо правомерно обладает и принимает меры к охране ее конфиденциальности. Определение коммерческой тайны дано в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. № 670 «Об утверждении Положения о коммерческой тайне» (открыть источник): «Коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования». Пункт 3 данного постановления определяет требования, которым должна соответствовать информация, составляющая коммерческую тайну: 1) иметь действительную и потенциальную ценность для субъекта хозяйствования по коммерческим причинам; 2) не являться общеизвестной или общедоступной согласно законодательству Республики Беларусь; 3) обозначаться соответствующим образом с осуществлением субъектом хозяйствования надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальности через систему классификации информации как коммерческой тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации секретного делопроизводства; 4) не являться государственным секретом и не защищаться авторским и патентным правом; 5) не касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования, способной нанести ущерб интересам государства. Некоторые сведения, определенные законодательством, не могут составлять коммерческую тайну, в частности: о юридических лицах; о правах на имущество и сделках с ним, подлежащие государственной регистрации; подлежащие предоставлению в качестве статистической отчетности и др. Упомянутое выше постановление Совета Министров Республики Беларусь регламентирует также содержание и объем информации, составляющей коммерческую тайну, порядок доступа к ней, порядок передачи такой информации, ответственность за ее разглашение. Содержание и объем информации, составляющей коммерческую тайну, а также порядок ее защиты определяются руководителем субъекта хозяйствования, который доводит их до работников либо лиц, имеющих доступ к таким сведениям. Работники субъекта хозяйствования и лица, заключившие гражданско-правовые договоры, имеющие доступ к коммерческой тайне субъекта хозяйствования, принимают обязательство сохранять коммерческую тайну и без разрешения, выданного в установленном порядке, не разглашать сведения, ее составляющие, при условии, что эта информация ранее не была известна работникам или иному лицу, получившему к ней доступ, либо не была получена от третьей стороны без обязательства соблюдать в отношении ее конфиденциальность. Данное обязательство дается в письменной форме при приеме на работу, заключении гражданско-правового договора либо в процессе его исполнения. Указанные лица вправе передать конфиденциальную информацию третьим лицам в случае привлечения их к деятельности, требующей знания такой информации, только в том объеме, который необходим для реализации целей и задач субъекта хозяйствования. Передача информации, составляющей коммерческую тайну субъекта хозяйствования, может осуществляться иным лицам по решению либо с согласия руководителя субъекта хозяйствования безвозмездно или за плату. В этом случае, если соглашением не установлено иное, лицо, которому передана информация, составляющая коммерческую тайну, может использовать ее без права разглашения третьим лицам. Передача третьим лицам информации, являющейся коммерческой тайной, влечет за собой установленную законодательством ответственность при условии, что сведения содержались в тайне, что они были в установленном порядке вверены разгласившему их лицу без согласия на разглашение и что разглашением был причинен ущерб. Руководитель субъекта хозяйствования несет персональную ответственность за создание необходимых условий для обеспечения сохранности коммерческой тайны. Государственные органы, наделенные контролирующими функциями, имеют право в пределах своей компетенции знакомиться с информацией, составляющей коммерческую тайну субъекта хозяйствования. Должностные лица этих органов несут установленную законодательством ответственность за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну субъекта хозяйствования. ??ные органы, организации, в том числе средства массовой информации, правом истребования у субъекта хозяйствования информации, составляющей коммерческую тайну, не обладают. Мировая практика выработала систему защиты коммерческой тайны. Защита коммерческой тайны – это комплекс правовых, организационных, технических, финансовых и иных мер, проводимых организацией с целью предотвращения хищения, умышленной передачи, уничтожения и несанкционированного доступа либо утечки этих сведений к конкуренту. Существует очень много каналов утечки сведений, составляющих коммерческую тайну:
Приведенный выше перечень является неполным и свидетельствует о наличии большого числа возможных каналов утечки информации, которая может представлять коммерческую ценность. Для того, чтобы обеспечить охрану объектов ??С в режиме коммерческой тайны, необходимо создать определенный режим в организации, основной целью которого является выявление и документирование информации, представляющей коммерческую ценность, реализация механизма перевода ее в категорию нераскрытой информации, а также предотвращение несанкционированного доступа третьих лиц к нераскрытой информации, в том числе к секретам производства (ноу-хау). Общий алгоритм защиты конфиденциальной информации сводится к следующему: 1. Определение объектов защиты. В каждой организации должен быть Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, который представляет собой одно из центральных звеньев в системе мер, осуществляемых организацией по защите своей интеллектуальной собственности. Его наличие носит принципиальный характер, поскольку невозможно требовать от работников неразглашения абстрактной конфиденциальной информации. Защищается только документированная информация, следовательно, перед руководством организации стоит задача как можно конкретнее описать все виды конфиденциальной документации. 2. Выявление угроз и оценка их вероятности. 3. Оценка возможного ущерба. 4. Анализ эффективности применяемых мер защиты. 5. Определение необходимых мер защиты (организационное, финансовое, юридическое и др.). Это большой комплекс вопросов. Прежде всего, в организации должны быть разработаны и утверждены следующие документы: 6. Внедрение дополнительно принятых мер защиты с учетом установления приоритетов, доведение до персонала организации реализуемых мер. Экономическая безопасность организации во многом зависит от степени квалификации персонала и присущих ему морально-нравственных качеств. По оценке зарубежных специалистов сохранность ресурсов предприятия (фирмы) и его секретов на 80% зависит от правильного подбора, расстановки и воспитания кадров. Поэтому главное место в организации надежной защиты коммерческой тайны должно отводиться работе с персоналом. 7. Осуществление контроля. 8. Мониторинг и корректировка внедренных мер. Следует отметить, что в режиме коммерческой тайны следует охранять все сведения, относящиеся к изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, топологиям интегральных схем и другим объектам промышленной собственности, с момента их создания до момента официального опубликования сведений о них в официальных бюллетенях патентного ведомства. Полезную информацию по рассматриваемой проблеме можно найти в разделе 4. Литература: Коммерческая тайна (перейти) Дальше:???Введение объектов ??С в гражданский оборот Возврат: ??? Выбор способа охраны ---------- В начало |